Звонки принимаем с 8:00 до 20:00.
г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, 15/34.
Заказать звонок
Оставить заявку
Меню

Чем брусчатка отличается от тротуарной плитки?

05.10.2023
229
5 минут
Содержание

Сегодня термины «брусчатка» и «тротуарная плитка» нередко используют как синонимы. Многие считают, что они обозначают одно и то же — материал для мощения тротуаров. Есть и сторонники противоположного мнения: что по сырью и техническим характеристикам это два совершенно разных дорожных покрытия. Попробуем разобраться, какая же точка зрения справедлива.

Для того чтобы выявить сходства и различия между брусчаткой и тротуарной плиткой, сначала необходимо определить критерии для сравнения. И опираться следует на нормативную документацию, чтобы выводы получились максимально объективными.

Геометрическая форма элементов

В соответствии с ГОСТ 32018-2012 брусчаткой называются брусчатые камни, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда или куба. Проще говоря, отдельные элементы представляют собой прямоугольные или квадратные бруски. Их высота примерно такая же, как ширина или длина. К плитке по этому нормативу относятся прямоплоскостные изделия. У них длина и ширина существенно больше высоты.

Это самое простое и очевидное различие между сравниваемыми материалами: тротуарная плитка плоская, а брусчатка — нет. Правда, в ГОСТ 32018-2012 речь идет о строительно-дорожных изделиях из натурального камня, однако подобная классификация может использоваться и для бетонных дорожных покрытий.

Таким образом, по нормативным документам разница между геометрией брусчатки и тротуарной плитки заключается в соотношении высоты элемента с его шириной, длиной, площадью. Кроме того, брусчатые камни строго прямоугольные, а плиты могут иметь практически любую форму. В частности, выпускается мультиформатная тротуарная плитка, включающая в себя элементы различных форм и размеров с одинаковой толщиной.

Сфера применения

Предназначение обоих материалов одинаковое — мощение дорог и тротуаров, однако из-за различия в характеристиках они укладываются в разных зонах.

Элементы брусчатки имеют сравнительно небольшую площадь поверхности в сочетании с достаточной толщиной, поэтому применяются на участках с высокой весовой нагрузкой, в том числе на автопарковках.

Плоские и широкие тротуарные плиты под колесом автомобиля могут просто сломаться. А вот на пешеходных и велосипедных дорожках, где весовая нагрузка значительно меньше, удобнее плитки с большой площадью поверхности. Они облегчают движение детских колясок, самокатов, скейтов, роликовых коньков и т. д. Кроме того, по ним проще ходить на шпильках — на брусчатке такой каблук способен застрять между камнями и сломаться.

При одинаковой толщине элементов и соизмеримой весовой нагрузке выбор между брусчаткой и тротуарной плиткой является делом вкуса. Основным критерием становится дизайн покрытия и его сочетание с оформлением окружающего пространства.

Срок службы

Вопрос о том, что долговечнее — брусчатка или тротуарная плитка, до сих пор является предметом споров в интернете. Авторы многих статей убеждены, что прочность и срок службы первого покрытия существенно выше, чем второго. На самом деле эти параметры определяются материалом изготовления, толщиной элементов и соблюдением технологии укладки.

Так, тротуарно-дорожное покрытие из гранита будет долговечнее, чем из литого бетона. А при одинаковой толщине и правильной укладке брусчатка и плитка из одного и того же материала имеют одинаковый срок службы.

Важно! Срок службы, заявленный производителем, действителен при соответствии параметров дорожного покрытия области применения.

Материалы изготовления

И брусчатка, и тротуарная плитка производятся из бетона, природного камня либо клинкера. Чаще всего используется бетон — он выгоднее по цене и предоставляет широкие возможности для выбора цвета и формы. В цементный состав добавляются специальные пигменты, окрашивающие покрытие в яркие и контрастные оттенки.

Натуральный камень, напротив, имеет приглушенную окраску, а по долговечности может как уступать бетонным элементам, так и превосходить их. Все зависит от того, какая именно каменная порода использована для производства покрытия:

1. Осадочные породы — песчаник, кварцито-песчаник, сланец. Особенности происхождения такого камня обуславливают его рыхлую структуру. Поэтому по прочности дорожное покрытие из песчаника или сланца уступает бетонному.

2. Магматические породы — гранит, базальт, габбро. Самое надежное и долговечное решение. Прочностные характеристики такого покрытия выше, и это отражается на цене.

Клинкер изготавливается из особо прочной глины путем высокотемпературного обжига по специальной технологии. Сырье для него ввозят из Европы, поэтому стоимость клинкерной плитки достаточно высокая. Такое дорожное покрытие устойчиво к неблагоприятным факторам окружающей среды, однако выбор цвета и типоразмера строго ограничен.

Также для производства брусчатки и тротуарной плитки могут использоваться резина и дерево. Как правило, такие покрытия применяются в декоративных целях (мощение небольших участков, например спилов деревьев) или с целью снижения травматизма и шума (на детских и спортивных площадках).

Методы производства и укладки

Бетонная тротуарная плитка и брусчатка любой формы и толщины изготавливаются методом вибролитья или вибропрессования. Дорожные покрытия из натурального камня отличаются по технологии изготовления. Плоские элементы тротуарной плитки вырезают из предварительно выполненных каменных заготовок. Брусчатые камни производят путем колки и пиления натурального сырья.

По способу укладки особенных различий между брусчаткой и тротуарной плиткой нет. Оба материала могут укладываться на водонепроницаемое основание из бетона либо из песка и гравия. Однако скорость работ будет отличаться. При прочих равных условиях мощение дороги мелкими брусчатыми камнями потребует больше времени, чем укладка крупноформатных тротуарных плит.

Выводы

Брусчатка и тротуарная плитка имеют массу сходств. Они производятся из одних и тех же материалов по единым технологиям, обладают схожими техническими и эксплуатационными характеристиками, укладываются с использованием одинаковых методов. Оба покрытия предоставляют широкий выбор цветовых решений и подходят для мощения пешеходных дорожек, площадей и автопарковок, благоустройства городских зон отдыха и частных территорий, ландшафтного дизайна.

Различия между ними заключаются в геометрии и форме элементов, прописанных в ГОСТе. Выбор строительно-дорожного покрытия определяется областью применения и индивидуальными предпочтениями владельца участка.

Товары из статьи
Остались вопросы?
Получите бесплатную консультацию от наших экспертов.
Заказать звонок
← Предыдущая статья Как поменять треснувший кирпич в уже готовой кладкеСледующая статья → Внутренняя и наружная отделка газобетона